Средневековый парфюмер Жан-Батист Гренуй, герой культового романа Патрика Зюскинда, изобрел духи, которые заставляли людей, независимо от пола, влюбляться в него. В состав колдовского средства входили ароматы самых прекрасных девушек, которых Греную пришлось убить. Существует ли на самом деле запах абсолютной любви?
«Такие духи, как в романе «Парфюмер», сделать невозможно, — комментирует Аркадий Курамшин, доцент Химического института Казанского федерального университета. — Человек слишком социальное существо, чтобы регулировать привязанности, любовь только химией».
Тем не менее в массовой культуре сложилось устойчивое представление о «запахе женщины» или «запахе настоящих мачо», по которому люди могут выбрать себе пару. И не только в масскульте. Ученые давно пытаются найти вещества, которые порождали бы у человека сексуальное поведение, — феромоны.
Если у насекомых роль феромона играет молекула определенного типа, то феромоноподобный сигнал у млекопитающих будет представлять собой множество молекул.
Животное никогда не предъявляет один какой-то запах, оно предъявляет сразу комплекс. Чем сложнее поведение, тем сложнее выделить какое-то одно особое вещество, его диктующее. Решение, которое принимает мозг, основано на данных, поступающих из различных информационных каналов, в том числе обонятельных.
Когда собачка поднимает ногу у дерева или кошка трется мордой о стену, они метят территорию, оставляя свой запах на предметах. Пахучие метки просто несут информацию об особи, ее виде, возрасте, поле, которая сама по себе не побуждает к ответному действию. У птиц вообще ослабленное обоняние, поэтому запахи не играют большой роли в их поведении, а готовность к спариванию они демонстрируют пением и брачными танцами.